Оказание обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи


Профориентационная работа с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ в МБОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское в 2018 – 2019 учебном году.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Исходя из этого одной из задач школы является работа по подготовке обучающихся к профессиональной деятельности. Подготовка к профессиональной деятельности происходит через систему профориентационных мероприятий.

Профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. А профессиональная ориентация в школе для детей с ОВЗ - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Следовательно, основные задачи профориентационной работы, которые школа ставит перед собой:

  • сформировать у обучающихся положительное отношение к труду;
  • познакомить обучающихся с миром профессий и содержанием профессиональной деятельности;
  • помочь обучающемуся осознать личностные особенности, профессиональные интересы и возможности;
  • научить обучающихся соотносить требования, предъявляемые профессией, с собственными индивидуальными особенностями;

По итогам прошедшего учебного года в профориентационных мероприятиях приняли участие 55 обучающихся с ОВЗ, из них 7 детей – инвалидов. Для решения поставленных задач мы используем следующие особенности профессиональной ориентации:

  • комплексное взаимодействие педагогического коллектива (работа классного руководителя, учителей-предметников, социальных педагогов, педагога-психолога, логопеда, медицинского работника и администрации школы);
  • системный и непрерывный характер профессиональной ориентации обучающихся (с 1-го по 9 класс);
  • вовлечение родителей обучающихся в профориентационную работу школы;

В системе профориентационной работы мы выбрали 2 направления: работа с обучающимися и работа с родителями обучающихся.

Работу с обучающимися условно разделили на 3 группы мероприятий, которые имеют свои цели.

1-я группа 1-4 класс

Знакомство обучающихся с названиями профессий и их содержанием.

  • Участие в тематических классных часах («Профессии моих родителей», « Моя будущая профессия», « Мир профессий», «Все профессии нужны, все профессии важны!» и т.д.).
  • Посещение внеурочных занятий и различных секций, участие в общешкольных мероприятиях (обучающийся может проявить свои способности и попробовать свои силы в различных направлениях деятельности).
  • Поддержание трудовой деятельности обучающегося, в соответствии с его физиологическими особенностями (дежурство в классе, участие в субботниках, с письменного разрешения родителей (законных представителей) и исходя из возможностей ребенка, поручение ответственных заданий).
  • Использование во время занятий игр и упражнений связанных с различными профессиями («Угадай профессию?», «Представитель какой профессии изображен на карточке», «Покажи профессию». Важно во время общения с ребенком употреблять названия различных профессий).
  • Проведение экскурсий на предприятия района, с целью ознакомления с содержанием профессиональной деятельности различных специалистов. Здесь школа поддерживает тесную связь с Центром занятости. Обучающиеся нашей школы посещают все инсталяции профессий.
  • Анализ профессионального опыта родителей обучающегося (Мини-сообщения на тему «Профессия моих родителей», совместные занятия с родителями обучающихся, направленные на информирование обучающихся о содержании профессиональной деятельности родителей и близких родственников).
  • Коррекция поведения обучающегося (через систему педагогических и психологических занятий)

2 группа 5-7 класс

Осознание обучающимися личностных особенностей, собственных профессиональных интересов и возможностей.

  • Диагностическое обследование обучающихся, направленное на выявление особенностей профессиональных предпочтений и особенностей личностного развития (проводит педагог-психолог школы. Использует методику Климова)
  • Индивидуальное консультирование обучающихся, направленные на повышение самооценки, принятия себя как личности, активизацию интереса к миру профессий, акцентирование внимания на необходимости выбора профессии (проводит педагог-психолог школы).
  • Уроки профессиональной грамотности (ознакомление обучающегося с такими понятиями как: рынок труда, заработная плата, график работы, трудовой кодекс, резюме, условия труда, предмет труда и т.д.).
  • Экскурсии. (Слайд 8)

3 группа 8-9 класс

Сопоставление интересов и профессиональных возможностей обучающегося с требованиями профессиональной деятельности

  • Информирование обучающихся о возможных путях получения профессий, об учебных заведениях и специальностях существующих в регионе проживания обучающихся.
  • Посещение дней открытых дверей учебных заведений и ярмарок профессий. Помогают экскурсии на предприятия пгт. Тымовское и района. В прошедшем году провели экскурсии на молокозавод, хлебокамбинат, в суд, к судебным приставам, пожарную часть, в цех приготовления пищи Е.Б. Пилипенко, ЦРБ, рыбзавод Адо – Тымово. (слайды 10, 11)
  • Помощь и поддержка в окончательном принятии решения о дальнейшем профессиональном пути.

Профориентационная работа с родителями обучающихся заключается в информировании родителей по различным вопросам (о правовых аспектах получения образования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, о доступных путях получения профессий в нашем регионе, о профессиональных учебных заведениях в которых может обучаться ребенок, а так же о специальностях, которые могут быть освоены обучающимся, об индивидуальных особенностях обучающегося, его профессиональных интересах и склонностях) и моральная помощь и поддержка родителей в вопросах профессионального образования обучающихся.

В ходе профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов возникают трудности, вот некоторые из них:

  • Малое количество профессиональных учебных заведений, которые готовы обучать данную категорию обучающихся;
  • Ограниченный выбор специальностей, которые могут освоить обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды;
  • Низкая конкурентоспособность данных обучающихся на рынке труда;
  • Малая изученность вопросов данной тематики, так как интерес к этой теме появился сравнительно недавно;
  • Непринятие обществом «особенных» людей как равных;

Таким образом, резко уменьшается возможность обучающихся данной категории самореализоваться в профессии.

Однако не смотря на трудности, мы надеемся, что у наших особенных детей в дальнейшей жизни все сложится хорошо и выстраиваем свою работу таким образом, чтобы они как можно легче перенесли адаптацию ко взрослой жизни.


Особенности мотивации лиц с ОВЗ и детей – инвалидов.

Мотивация – это внутреннее побуждение к деятельности.

Учебная мотивация - частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.

Мотивы обучения:

  • Внешние ( отметка, чувство долга, избегание наказания и т.д.
  • Внутренние ( потребность в получении новых знаний, чувство успеха)

Для успешного обучения должны преобладать внутренние мотивы обучения.

Основная трудность в развитии мотивации у обучающихся с ОВЗ заключается в том, что дети с психофизиологическими нарушениями отличаются от своих сверстников более низким уровнем развитии.

Негласно можно сказать, что дети с ЗПР отстают от своих сверстников в развитии примерно на 2 года, а дети с интеллектуальными нарушениями на 3-4 года. В связи с этим у обучающихся с ОВЗ практически не сформирована учебная мотивация.

В связи с выше сказанным обучение данной категории детей мы стараемся начинать с определения их «зоны ближайшего развития».

А это значит, что к каждому обучающемуся должна применяться индивидуальная стратегия развития.

Если говорить о мотивации к профессиональной деятельности то можно отметить, что для её формирования необходимо комплексное взаимодействие педагогического коллектива и родителей обучающихся. Необходимо постоянно акцентировать внимание обучающихся на вопросах профессиональной деятельности. Так, в старших классах мы систематически проводим беседы в рамках данной темы, направленные на формирования ответственности у обучающихся за своё профессиональное будущее и повышение профессиональной грамотности.

Большая роль, в подготовки обучающегося с ОВЗ к профессиональной деятельности, играют родители и система семейного воспитания. Несмотря на то, что ребенок имеет некоторые особенности в психофизиологическом развитии и его возможности зачастую ограничены, в семье должна быть выстроена четкая система правил, обязанностей и наказаний. Нельзя допускать чрезмерной опеки ребенка, так как в таком случае задатки самостоятельности не могут развиваться и в итоге ребенок не будет подготовлен к самостоятельной жизни и в том числе к профессиональной деятельности.

В 2018 – 2019 учебном году в профориентационной диагностике приняли участие 25 человек, в психологическом консультировании -17 человек.


Конспект индивидуального психокоррекционного занятия с ребенком младшего школьного возраста (7 лет), имеющим нарушения интеллекта


Программы

План совместных мероприятий ГДН ОМВД РОССИИ по МО «Тымовский городской округ» и МБОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних на 2019-2021гг

Программа «SOS» на 2016 – 2020гг. МБОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское

Совместный план по индивидуальным профилактическим мероприятиям с учащимися, состоящими на учете в ГДН ОМВД РОССИИ по МО «Тымовский городской округ», семьями, находящимися в социально-опасном положении на 2019-2020 учебный год

Мониторинг состояния здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений МО «Тымовский городской округ» (в соответствие с результатами м/осмотров школьников специалистами ГБУЗ «Тымовская ЦРБ»)

© 2019 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 пгт. Тымовское, Сахалинская область.
Создание и сопровождение сайта - интернет-агентство «Дальвебстудия»