Самоуправление


Наше ученическое самоуправление

Дети, как и взрослые, хотят осознавать свою значимость, не хотят быть слепыми винтиками и лишь выполнять разработанное и принятое другими. Они сами хотят влиять на процесс разработки решений с целью улучшения школьной жизни. Это возможно только тогда, когда основным и главным условием организации деятельности школы является ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление создает атмосферу защищенности, развивает детскую инициативу и лидерские качества, способствует социальному, нравственному и творческому росту личности.

В наши дни процесс коренного преобразования ученического самоуправления выходит на качественно новый этап своего развития. Участвуя в деятельности органов ученического самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение с взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. Успешно функционирующая система ученического самоуправления в образовательном учреждении способствует развитию личности школьника, т.к. в процессе самоуправленческой деятельности у подростков развивается коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются такие социально значимые качества как активность, ответственность, отзывчивость, они осваивают социальные роли, приобретают определенные знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Школьная жизнь становиться интересной, насыщенной и увлекательной. Ученическое самоуправление предоставляет ребятам возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания. Переход ученика в режим самоуправления означает постепенное делегирование ему выполнения управленческих функций. Самоуправление школьников нельзя рассматривать как самоцель педагогической деятельности. Развитие самоуправления школьников не означает самоустранения педагога от управления. В этом случае учитель управляет процессом управления, то есть создает педагогические условия для осуществления самоуправления школьников в образовательном процессе.

В связи с этим мы и создали в 2004 году школьный Парламент, который объединил самых активных учащихся школы.

Из опыта работы ученического самоуправления

Цель создания и функционирования ученического самоуправления:

Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленности, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Задачи:

Создание условий для развития способностей и интересов членов ученического самоуправления.

Развитие самостоятельного мышления и самосознания.

Воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства.

Воспитание желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзья и ровесникам.

Нормативная база для организации ученического самоуправления:

Закон РФ «Об образовании». Типовое положение об образовательном учреждении.

Конвенция ООН о правах ребенка. Конституция РФ. Устав школы.

Положение об ученическом самоуправлении.

Содержание деятельности органов ученического самоуправления:

  • Реализация потребностей учащихся во взрослой жизни.
  • Вооружение актива организаторскими знаниями.
  • Работа по улучшению условий учебы, труда и отдыха учащихся.

Компетенция ученического самоуправления:

  • Защита прав и интересов учащихся.
  • Совместное с педагогами решение наиболее значимых вопросов учебно - воспитательного процесса.
  • Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям и усвоение ими социальных норм через участие в общественной жизни школы.
  • Формирование и сохранение школьных традиций
  • Организация встреч и дискуссий.
  • Создание информационной сети школы.

Перспективы развития:

  • Совершенствование системы обучения участников ученического самоуправления через использование принципа «Дети - Детям».
  • Разработка системы морального и материального стимулирования деятельности органов ученического самоуправления

Результаты деятельности:

  • Включение органов ученического самоуправления в структуру управления школой.
  • Создание системы сотрудничества и партнерства в совместной деятельности школьников и взрослых.
  • Рост престижа и популярности органов ученического самоуправления.

Методы и формы работы:

«Мозговой штурм». Круглый стол. КТД. Рейды, смотры. Анкетирование, опросы, Беседы. Диспуты. Выпуск газеты. Дни здоровья, походы, экскурсии. Ролевые игры. Соревнования. Акции.

Содержание работы школьного самоуправления

  • Научно - исследовательская (министерство образования).
  • Нравственно - эстетическое и гражданско – патриотическое (министерство культуры).
  • Спортивно - оздоровительное (министерство спорта).
  • Изучение ПДД, ОБЖ и трудовое (министерство безопасности и труда).
  • Выпуск школьной газеты «Наша газета», проведение социологических опросов (министерство печати).

Структура ученического самоуправления

Система ученического самоуправления в нашей школе имеет три уровня функционирования:

1-й уровень - ученическое самоуправление в классе; 2-й уровень - общешкольное ученическое самоуправление; 3-й уровень - взаимодействие с органами ученического самоуправления школ района.

Органы ученического самоуправления класса (1-й уровень) избираются в начале учебного года. Совет классного актива возглавляет председатель Совета класса. Совет классного актива отвечает за выполнение плана работы в классе, за участие класса в общешкольных делах и готовит информацию в вышестоящие органы самоуправления, предложения, отражающие потребности детей. Высший орган самоуправления на первом уровне - собрание учащихся класса.

Ученическое самоуправление второго уровня составляют общешкольные органы самоуправления - школьный Парламент во главе с Президентом. В обязанности Парламента входит разработка и утверждение законодательных документов (положение о выборах Президента и Парламента, положения о различных конкурсах, смотрах, проводимых в школе, о проведении дискотек, трудовых дел). Парламент определяет цели и задачи самоуправления, готовит общешкольные конференции, координирует работу министерств, обеспечивает информированность классных коллективов о деятельности Парламента, периодически заслушивает отчеты структурных подразделений школьного самоуправления, разрабатывает общую систему оценки классных коллективов на уровне школы, утверждает кандидатуры вице - президентов, отраслевых министров. Парламент имеет право принимать решения по каким - либо направлениям жизнедеятельности школы, вносить коррективы в план работы органов самоуправления, выходить к директору школы с предложением о награждении отдельных учащихся и классных коллективов, оценивать работу классного коллектива и работу, работу каждого члена Парламента, назначить и.о. Президента на время болезни, отсутствия по уважительной причине.

Парламент состоит из двух палат: старшей (8-11 классы) и младшей (5-7 классы). Это председатели совета класса. Каждую палату возглавляет вице - президент. В состав Парламента входят и отраслевые министерства, включающие советников каждого класса по направлениям. Общую структуру ученического самоуправления школы можно увидеть в приложении 2.

Каждое министерство возглавляет министр и заместитель, выбранные из числа старшеклассников. Министерства занимаются организацией конкретных мероприятий по различным направлениям. Каждое министерство имеет своего куратора (педагога).

Министерство образования (куратор: заместитель директора по учебной работе) проводит рейды «Твой дневник», «Береги учебники», оказывает помощь в подготовке и проведении предметных недель и познавательных игр, участвует в работе Совета дисциплины и порядка, организует помощь неуспевающим учащимся.

Министерство культуры (куратор: педагог - организатор) проводит рейды «Внешний вид», оказывает помощь в проведении мероприятий.

Министерство печати (куратор: педагог - организатор) освещает культурно - массовые мероприятия через школьную и районную газету, отвечает за оформление школы к праздникам, организует конкурсы и выставки рисунков и плакатов.

Министерство спорта (куратор: учитель физкультуры) оказывает помощь в организации спортивно - массовых мероприятий в школе, ведет просветительскую работу по здоровому образу жизни.

Министерство безопасности и труда (кураторы: социальный педагог школы и заместитель директора по АХЧ) обеспечивает дисциплину и контроль за безопасностью во время учебного процесса и проведении культурно - массовых мероприятий, проводит рейды «Поведение учащихся», участвует в работе общешкольного Совета дисциплины и порядка, осуществляет контроль за дежурством классов по школе, участвует в смотре кабинетов, оказывает помощь в организации субботников и летней практики.

Во главе школьного Парламента стоит Президент, который избирается на один год. В выборах президента участвуют все ученики и учителя школы. Стать Президентом может стать старшеклассник, представивший и успешно защитивший свою предвыборную программу в виде социального проекта и набравший большинство голосов на выборах. Социальный проект разрабатывается кандидатом на учебный год и содержит конкретные предложения по проведению мероприятий по улучшению жизни школьного сообщества. Выборы Президента проходят согласно ролевой игре «Выборы». План проведения ролевой игры таков:

  • Выдвижение на пост Президента школы. Им может стать любой ученик 9 - 11 класса.
  • Каждый класс на общем собрании решает вопрос о том, кого выдвинуть кандидатом. Допускается самовыдвижение.
  • Регистрация кандидата в избиркоме. Каждый кандидат заполняет заявление, которое регистрируется избирательной комиссией.
  • Разработка предвыборной программы.
  • Это наиболее содержательная часть избирательной кампании, так как программа дает возможность максимально подробно изложить основные идеи, которых собираются придерживать кандидаты в случае победы на выборах.
  • Ведение избирательной кампании.
  • Выпуск листовок. Это широко распространенный способ письменного обращения к избирателям, который постоянно «работает», напоминая им о данном кандидате, его фамилии и программе.
  • Встречи с избирателями. Кандидатов приглашают классные коллективы для общения по поводу предстоящих выборов.
  • Пресс - конференция. Это способ высказать свое мнение с помощью ответов на вопросы, которые задают представители школьной прессы.
  • Выборы Президента. При подготовке к выборам Президента школы выпускаются бюллетени голосования, составляются списки учащихся и учителей школы. Создаются центральная и участковые избирательные комиссии.
  • Вступление Президента в должность. Вновь избранный Президент вступает в должность после объявления центральной избирательной комиссией результатов голосования. Принятие присяги происходит на ученической конференции не позднее чем через недели после проведения итогов голосования. Высший орган школьного ученического самоуправления - школьная конференция, которая проводится один раз в год. На конференции присутствуют администрация, педагоги, актив 5-11 классов. На ученической конференции подводятся итоги работы в прошедшем учебном году и заслушивается отчет президента школы о проделанной работе, анализируются достижения и недостатки в работе органов ученического самоуправления, приводятся результаты исследований общественного мнения учащихся по итогам прошедшего года, разрабатываются пути решения развития на предстоящий учебный год.

Третий уровень ученического самоуправления характеризуется участием представителей школы в работе районного молодежного Парламента, который является организатором интересных мероприятий для молодежи. Активисты школы принимают участие в районных мероприятиях. Актив школьного самоуправления является участником многих районных акций: «Георгиевская ленточка», «Безопасность на дорогах», «Подарок ветерану», «Зачем порядок нужен нам вокруг?», «Милосердие», «Вахта памяти» и другие.

Результативность практической работы

Анализируя деятельность органов ученического самоуправления в нашей школе, следует отметить, что в школе разработана целостная система ученического самоуправления, существует надежная преемственность «поколений активистов». В школе действует школьный Парламент, который на протяжении 14 лет, совершенствуя свою работу, является инициатором и организатором многих интересных и общественно - полезных дел, многие из которых стали традиционными. Это - туристический слет, День дублера, посвященный Дню учителя, праздник пятиклассника, месячник шестиклассников «Золотая серединка», Новый год, Ярмарка «Сладкоежка», отчетный концерт «Школьные годы», Масленица, День здоровья, акция «Самый культурный класс», операция «Чистый двор», смотры кабинетов, праздник «Последний звонок», тематические вечера отдыха. Из года в год растет организаторское мастерство школьных активистов, расширяется сфера общественно - полезной деятельности школьников. На заседании школьного Парламента обсуждаются и принимаются важные решения. Представители школьного Парламента серьезно и смело общаются с администрацией школы, предлагая пути улучшения школьной жизни. Это и работа школьного буфета, приобретение дверей для спортивных раздевалок, возобновление работы радиоузла, создание трудовой бригады по ремонту школы, оказание спонсорской помощи (в виде одежды, обуви, канцелярских товаров) малообеспеченным учащимся школы и другие. Набирает обороты волонтерское движение. Старшеклассники оказывают шефскую помощь младшим ученикам (5-7 класс) в организации их жизнедеятельности. Результативно работает «Школа актива», где ребята знакомятся с функциональными обязанностями актива класса, учатся общаться и выступать перед аудиторией, постигают основы коллективно - творческой деятельности. Участвуя в проектной деятельности, ребята школьного Парламента создали проект «Мой школьный двор», «Эко вахта».

Школа плодотворно сотрудничает с различными учреждениями и организациями района: культура, спортивная школа, детско – юношеский центр, центр занятости населения, ОМВД и пожарная служба, редакция районной газеты «Тымовский вестник…

Наша модель ученического самоуправления «школьный Парламент» доказала свою работоспособность на практике. Участвуя в муниципальном конкурсе моделей ученического самоуправления, коллектив учащихся нашей школы занял первое место. Самые активные ребята школьного Парламента прошли школу молодого лидера во Всероссийском детском центре «Океан»…

Самоуправление нельзя «дать» или «взять». До него нужно дорасти, его приходится создавать годами – «по частям», изучая опыт других школ и анализируя свой собственный.


Положение об органах ученического самоуправления

Протокол заседания избирательной комиссии по выборам членов Совета обучающихся












© 2019 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 пгт. Тымовское, Сахалинская область.
Создание и сопровождение сайта - интернет-агентство «Дальвебстудия»