Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
Комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий, осуществляемых в МБОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» -ФЗ No 273 от 29.12.2012 года ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся» в МБОУ СОШ № 1 пгт. Тымовкое осуществляется:
- Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- Пропаганда и обучение обучающихся навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровлению обучающихся;
- Профилактика курения и других вредных привычек;
- Профилактика несчастных случаев с обучающимися;
- Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- Текущий контроль состояния здоровья обучающихся;
- Содействие соблюдению в МБОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- Иммунизация обучающихся и сотрудников;
- Медицинские осмотры и диспансеризация обучающихся и сотрудников
Наличие спец. тех. средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Средства обучения и воспитания —это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
- Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
- Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
- Учебные приборы и оборудование (компас, барометр, микроскоп, колбы и т.д.)
- Спортивное оборудование.
Этапы работы с детьми с ОВЗ в МБОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское:
1) диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ТПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми; по возможности, проведение предварительной коррекционной работы;
2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка: - индивидуального расписания
- индивидуальная траектория образования в календарно-тематическом, поурочном планировании,
- планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
Для обучающихся с ОВЗ заведены индивидуальные карты, где отслеживается их динамика развития
3) отслеживание динамики развития ребенка:
- регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы,
- фиксация динамики развития обучающихся в диагностических документах (дневник наблюдения, характеристика), плане коррекционных занятий с учётом усвоения учащимися образовательных программ.
4) взаимодействие педагогов со специалистами и родителями:
- изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания детей и, как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей;
- знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога – с результатами диагностики и планами специалистов;
- предоставление родителям учащихся в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями как со стороны учителя, так и специалистов;
- проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, семинаров по вопросам диагностики, коррекционного обучения, социальной адаптации учащихся с ЗПР, работе с их родителями;
- участие имеющихся узких специалистов образовательного учреждения (дефектологов, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей) в работе методических объединений учителей, проведении родительских собраний;
- ведение педагогической документации, обеспечивающей взаимосвязь в работе специалистов (тетради взаимосвязи логопеда, психолога, дневник наблюдений за учащимся, написание характеристик);
- работа с родителями, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям;
5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах;
6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки.
Все учителя, работающие с детьми с ОВЗ, используют следующие принципы коррекционной работы:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
- Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Педагогический коллектив школы ставит следующие задачами:
- дальнейшая адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе (а в дальнейшем – в обществе);
- развитие межличностных отношений в школьном коллективе на основе толерантности, терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;
- создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между учителем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
- Привлечение детей –инвалидов и детей с ОВЗ во внеклассную и внешкольную деятельность, участие в системе дополнительного образования.



